Статья про коллекционное оружие которое применяется в различных обрядах. В исторической ретроспективе все многообразные колюще-режущие предметы, именуемые оружием, восходят к единой матричной «первооснове» — ножу. Одни из них универсальны и сочетают в себе целый ряд функций, другие относятся к числу узкофункциональных предметов. Появившийся в глубокой древности нож и его производные служили средством защиты и оружием, причём как охотничьим, так и боевым (это разнообразные варианты мечей, кинжалов, палашей, сабель и т. д.), выступали в роли ремесленного (сапожные, скорняжные, ковродельные, ткацкие, резчицкие), медицинского (скальпели, ножи для обрезания крайней плоти) или медико-косметологического инструмента (ножи брадобреев, мозольных дел мастеров). Особая роль, которую ножи (клинки) играли в знаково- символических системах различных культур, позволила существенно дополнить их функции. Испокон веков ножи находили широкое применение в обрядово- ритуальной сфере, выступая в роли апотропеев — амулетов и талисманов (преимущественно мужских, но также оберегающих женщин и детей), сакральных символов, наделённых священным потенциалом, являлись важнейшим элементом разнообразной обрядово- магической практики. Роль ритуальных клинков выполняли как авторские ножи, «занятые» и в других сферах, так и клинки, «закреплённые» исключительно за тем или иным обрядом.
Клинок - оружие и часть ритуала
Одно из прямых назначений клинка — способность разить врага. Но в традиционных культурах этот акт физического уничтожения всегда «обставлялся» ещё и как ритуально-обрядовое действие. Так, на Суматре кинжал крис служил орудием казни; в Туркмении и ряде регионов Средней Азии неприятеля разрешалось убивать ножом пчак, тогда как другой широко распространённый нож — джоухер запрещалось обращать против врага или использовать при заклании жертвенных животных (зато исключительно джоухером осуществлялась кровная месть). О функциях ножа дао у народа нага в Индии свидетельствует его второе название — «топор для голов». Нет ни одного народа, где бы с тем или иным клинком не было связано обрядовое уничтожение врага.
В средневековой Европе меч выступал в качестве ритуального орудия смерти и как «инструмент» палача, причём жесточайшее табу накладывалось на применение этого меча в любых других целях, включая военные. Обрядовое проклятие, бытовавшее в ряде регионов Кавказа и Средиземноморья (например, на Сардинии), в Черногории и Боснии, также было связано с оружием. В некоторых областях Индии, произнося имя неугодного человека, проклинающие плевались, размахивая ножом дао. Меч выступал «арбитром» в решении судьбы подозреваемого в преступлении. Если ему удавалось ударом меча отсечь голову домашней птице, его объявляли невиновным. Особую роль играли эксклюзивные клинки в обрядах добывания знаков воинской доблести. Вероятно, наиболее расхожим примером может служить практика ритуального скальпирования раненого или убитого врага, распространённая у индейцев Северной Америки: скальп снимали, надрезая кожу головы специально «отведённым» для этого серповидным кремнёвым или обсидиановым ножом, на смену которому позже пришёл железный клинок. В Туркмении для аналогичных целей применялись так называемые френкские (т. е. европейские) ножи. В силу своего происхождения они считались чужеродными и нечистыми, а значит, могли использоваться при контакте с «чужим миром» врагов и мёртвых. Именно френкскими ножами, а не традиционными клинками — джоухерами и пчаками — отрезали носы и уши убитых. В ряде регионов Индии воины отрубали голову врага при помощи тяжёлого боевого ножа дао, затем расчленяли её и распределяли между различными деревнями, которые вследствие этого также обретали воинскую славу.
Одним из главных предназначений клинка было использование его как инструмента обрядовой борьбы с «нечистой силой», средства обороны от демонов и злых духов. Например, члены касты путувар из Непала в полнолуние делают из варёного риса фигуру демона, проносят её по улицам, а затем бросают в реку, предварительно обезглавив. Этот обряд знаменует снятие сезонного табу на потребление риса. Трёхгранный кинжал пурбу или тхурми находит применение в другом непальском обряде — «укрощение» демонов: вначале четыре кинжала укладывают в центре диаграммы, нарисованной на земле, затем ими пронзают изображение демона, сопровождая все действия угрозами и проклятиями в его адрес. Уместно вспомнить обряды чёрной магии, бытующие у многих народов, когда клинком поражают фигурку врага (духа), сделанную из воска, теста, глины, дерева, ткани и т. д. Туркменский нож джоухер считался надёжным средством борьбы с демонами и злыми духами, при встрече с которыми надлежало направить на них конец лезвия (отсюда и запрет направлять лезвие в сторону человека).
Практически у всех народов мира клинки коллекционного оружия играли важнейшую роль в древних обрядах жертвоприношения. У народа нага орудием жертвоприношений был нож дао, но лишь для буйвола, которого разрубали на части. Других животных, например свинью, убивали только орудием из бамбука или камня. Ритуальными ножами — обсидиановыми с золотыми рукоятками — ацтекские жрецы вырезали сердца у людей, которых приносили в жертву верховному божеству Уицилоспочтли: именно таким образом в знаменитую «ночь печали» были умерщвлены сотни пленённых испанцев армии Кортеса. Разнообразные специальные ритуальные (церемониальные) ножи и мечи использовались в индуистских храмах, где совершались жертвоприношения, обращённые к богине Кали (Деви, Шакти), изображаемой в виде воительницы с мечом в руках.
В нашем магазине вы можете купить авторское и коллекционное оружие самых лучших и современных оружейных мастерских Европы. Все оружие представлено в разделе подарочные дорогие ножи.
Авторские права принадлежать сайту Bon-Cadeau.
Если вам понравились примеры как в статье "Коллекционное оружие для обрядов" и вы хотите, запросить цены. Отправьте запрос на WhatsUp или телефон +7-903-749-4000.
Для самых взыскательных: в продаже 29 культурных ценностей РФ с документами от Минкульта
- Оцените новые поступления, а также топ-15 подарков месяца.
"БоКаДо" - Богатство, Качество, Достоинство.