История великого мастера. Статья он ювелирного магазина элитных подарков Bon-Cadeau. В нашем магазине в наличии сувениры и подарки в стиле Фаберже: современные камнерезные пасхальные яйца, ювелирные иконы с драгоценными камнями и ювелирные украшения. Редко в наличии бывают антикварные вещи от Фаберже с документами от Скурлова в том числе.
Великий мастер родился в 1846 году — и не во Франции, а в Петербурге, куда вынужденно переехали предки Карла. 14 лет спустя семейство переселилось в Дрезден, а вскоре Карл Фаберже отправился в Париж, изучать искусство. Он обучался в Версале и Лувре — должно быть, именно поэтому на всю жизнь сохранил тонкий вкус и потрясающе чувствовал материал. Вскоре Фаберже отправился в Петербург, где ему только предстояло делать элитные подарки для монархов, стремительно взлетев вверх.
Там, в России, все еще действовала фирма, основанная когда-то его отцом — и молодой человек с готовностью взял дело в свои руки. Он не только старался создать нечто новое на стыке европейской и российской культур, но и старательно привлекал самых лучших мастеров. Таким образом, ювелирные подарки от Фаберже стал цениться среди высочайших людей страны.
- Суть работы великого ювелира была не только и не столько в том, чтобы создать дорогую вещь. Конечно, кропотливая работа мастеров стоила немалых денег, но главным образом особенность его работ была в том, что, часто применяя не самые дорогие материалы, творились в буквальном смысле необыкновенные шедевры. Ничего подобного раньше мир искусства не видел. Элитный подарок от Фаберже быстро стал презентом, достойным королевской особы. Вскоре, благодаря предпринимательскому и ювелирному талантам Фаберже, открылись филиалы его ювелирного дома в Москве, Киеве, Одессе — и даже Лондоне. Молодой человек быстро превзошел своего отца, и продолжал двигаться дальше, представляя вниманию коронованных особ все новые и новые ювелирные подарки.
- До 1895 года Карл Фаберже работал со своим братом Агафоном, который придерживался старых традиций в достаточно большой мере. Однако, когда он умер, в фирме появился умелец по имени Франц Бирбаум. Этот человек склонил дом Фаберже к модерну — и тогда на свет стали появляться элитные подарки с уже совсем другим видом, обновленным. Тогда же стали появляться и механизмы, о которых мы уже успели рассказать. И именно тогда в доме Фаберже появился Михаил Перхин, искуснейший ювелир — а других Карл Фаберже и не держал при себе. Яйца Фаберже по большей части выполнены именно им. Этот человек выполнял элитные подарки Фаберже на протяжении следующих восьми лет.
- Работы Фаберже были вывезены в хранилище — очень многие его шедевры оставили след в описях вывезенного из царского дворца имущества. К сожалению, тогда было утеряно огромное количество произведений искусства, принадлежавших монаршей фамилии, в числе которых и многие работы великого ювелира Карла Фаберже. Конец дому Фаберже в России пришел в 1917 году, когда к власти пришли большевики, а царь был свергнут. Карл Фаберже скоро уехал в Германию, а затем выехал в Швейцарию, а его дом превратился в Ленинградское ювелирное товарищество.
Карл Фаберже ненамного пережил свою погибшую мастерскую — он умер осенью 1920 года в Швейцарии. Впрочем, его шедевры продолжают жить. Признанные уже тогда в Европе как высочайшего качества элитные подарки, яйца Фаберже сейчас считаются примером высочайшего искусства. Их ценят и любят в России, Европе, Америке, а люди, имеющие произведения Фаберже в частных коллекциях, очень гордятся оказавшимися в их руках шедеврами. Также, царские подарки официальный сайт можно ознакомится в нашем каталоге.
На самом деле Фаберже занимался не только яйцами, на его счету было немало вещиц совершенно необыкновенных и эксклюзивных. Тем не менее, у нас наиболее популярны именно пасхальные элитные подарки знаменитого мастера. В нашем ювелирном магазине вы можете купить посуду, выполненную по эскизам К.Фаберже.
Шедевры на подарок с сюрпризом
Люди очень давно начали традицию дарить расписные яйца на Пасху. Кто-то дарил самые настоящие яйца, кто-то — расписанные деревянные, но самым шикарным подарком считались яйца, украшенные драгоценными камнями и металлами, богато расписанные и невероятно красивые. Такие элитные подарки, как правило, дарили царям. Так, например, Фаберже стал работать при дворе после того, как изготовил яйцо под названием Курочка. Его подарил своей жене Александр III. Да настолько понравилось это яйцо супругам, что Фаберже вскоре стал Поставщиком Императорского двора.
Это яйцо, Курочка, положило начало приятной традиции. Теперь дорогой подарок приносился в покои императора каждый год — и неизменно Александр III, подивившись удивительному мастерству Фаберже, дарил Марии Федоровне поистине царский презент. Но и со смертью царя традиция не угасла — теперь у дома Фаберже стало вдвое больше работы — элитные подарки делались уже в количестве двух штук. Подарок преподносился не только вдове, но и жене сына Александра III.
Поразительно то, что элитные сувениры не только радовали заказчика, но и всякий раз удивляли своей уникальностью. Тут всегда был какой-то сюрприз — будь то необычное сочетание материалов или что-то иное. Кстати, сочетание материалов Фаберже действительно необыкновенно — очень часто в его работах сходились вместе "лед и пламя" — дорогие материалы и что-то гораздо более дешевое. Сейчас эксперты неизменно сходятся в одном — яйца Фаберже стали идеальным примером тщательной, кропотливой работы. Золотые, серебряные пасхальные яйца, тщательно покрывались сначала волнистым рисунком, а затем эмалью. Такой ход давал неповторимый эффект свечения. Собственно, именно это в немалой степени и заставляет людей завороженно смотреть на работу мастеров. Еще одна особенность — огромное количество эмали разных оттенков и цветов.
Главной же уникальной особенностью было вот что — элитные подарки от Фаберже содержали в себе какой-то необыкновенный сюрприз. Данная вещица, запечатанная в недрах подарка, всегда оставалась секретом до самого вручения яйца. И хотя правители, изнывая от любопытства, частенько спрашивали мастера, что окажется внутри на этот раз, он уклонялся от ответа, говоря лишь, что непременно порадует своего заказчика. Так и оказывалось — элемент неожиданности всегда прибавлял определенную долю радости к полученному подарку. Но, конечно, не только это нравилось прежде и приводит в восторг по сей день. Каждый подарок от Фаберже содержал в себе не просто маленький сюрприз — это всегда было словно отдельное произведение искусства, достойное и само по себе, без своей пасхальной оболочки. Всегда это было нечто особенное — то люди, то животные.
А к концу девятнадцатого века дом Фаберже превзошел сам себя. Теперь дары для императоров стали хранить в себе еще и хитрый механизм. А началось все с яйца Ландыш, которое Николай II подарил своей жене в 1898 году — в нем таились три крохотных портрета, на коих был изображен император и его дочери, Татьяна и Ольга. Но особенность яйца заключалась не только в кропотливой работе над портретами, но и в том, что малюсенькие портреты раскладывались веером. Само собой, это и по сей день приводит в восторг тысячи людей — что уж говорить о конце девятнадцатого века?
- Конечно, не только механизмы были сутью яиц от Фаберже. Эти подарки чаще содержали в себе кропотливо выполненные маленькие фигурки. К примеру, в яйцо Коронационное спрятана карета, точная копия той, на которой Николай II с супругой ехали во время коронации. Это была не просто тщательно выполненная малюсенькая карета из хрусталя, эмали и золота — у нее к тому же открывались окна при помощи дверных ручек. Конечно, назвать эту работу просто подарком мужчине не повернется язык — это настоящее произведение искусства. А вот в яйце под названием Великий Сибирский путь скрывается настоящий транссибирский экспресс в миниатюре. Тоже, согласитесь, кропотливейшая работа...
- За время своей работы при дворе дом Фаберже исполнил полсотни потрясающих яиц, но, увы, в 1917 году их ждала участь, постигнувшая не только произведения искусства, но и людей... Работы мастера должны были покинуть Родину — чтобы, возможно, навсегда затеряться в веках.
- К сожалению, тогда к уникальным работам не отнеслись с должным уважением. И хотя многие люди аккуратно хранили полученные когда дары Фаберже — не как дорогие сувениры, а как память. Тогда цена на изделия не была еще настолько высока, как сейчас — и все же они, само собой, ценились довольно высоко. Но дочь Марии Федоровны, императрицы, несмотря ни на что сохранила яйцо Георгиевский крест до самой своей смерти — и только тогда уникальное изделие было продано.
- А в СССР в это время конфисковали все, что имело отношение к царской семье. Все произведения искусства, некогда принадлежавшие царям и занимавшие почетное место во дворце, подверглись оценке. Позднее, увы, их передали не в музеи, а в Гохран, откуда многие вещи нашли себе новых хозяев за рубежом. Принеся тем самым деньги государству, но оставив Россию без многих неповторимых вещей. Во многом эту судьбу повторяли и яйца Фаберже, необыкновенные элитные подарки, к несчастью не представлявшие особой ценности для властей.
- Очень немалая часть шедевров перешла к английским и американским бизнесменам, которые с успехом — и огромной выгодой! - продавали произведения искусства коллекционерам антиквариата на своей родине. Само собой, вывоз приветствовали и власти, ведь им требовались деньги на то, чтобы строить СССР. Произведения мастера отправлялись в дальнее странствие и оседали в коллекциях.
- В 1929 году работник Оружейной палаты все же настоял на том, чтобы 24 пасхальных яйца Фаберже — все, что осталось в России — были отданы на хранение в музей. Власти сдались под напором Дмитрия Дмитриевича Иванова и постановили, что яйца, как произведения искусства нужно доставить в Государственную сокровищницу. Но, увы, два года спустя стране внезапно вновь понадобились деньги, и тогда по необыкновенно низким ценам элитные подарки Фаберже были проданы заграницу. На Родине удалось задержать лишь десять из них. Дмитрий Дмитриевич, к несчастью, был настолько убит горем из-за утраты этих потрясающих вещиц для страны, что окончил жизнь самоубийством.
Тем не менее, десять пасхальных яиц Фаберже, что все же остались в России, стали частью оружейной палаты — и самой большой в мире коллекцией яиц Фаберже. Увы, это лишь пятая часть того, что, возможно, удалось бы спасти, будь люди тогда менее расточительны и более внимательны к вопросам культуры.
Возвращение на Родину
Случай многое поставил на свои места — совсем недавно на Родину вернулись многие произведения Фаберже. Малкольм Форбс, большой любитель антиквариата, медиамагнат и коллекционер, собрал просто невероятную коллекцию. Он весьма долгое время главенствовал в Книге Рекордов Гиннеса с изделиями Фаберже. В коллекции присутствовали не только 180 различных произведений искусства, выполненных известным ювелирным домом, но и целых девять пасхальных яиц! А около пятнадцати лет назад Форбс умер, оставив наследникам все, что имел, включая и поделки, выполненные домом Фаберже. Какое-то время спустя, семья благополучно реализовала некоторые сокровища, продав их в частные коллекции, однако, тогда проданное не возвратилось в Россию.
И вот, совсем недавно семейство вновь объявило о начале торгов — теперь уже на аукционе. Коллекция должна была быть представлена в полном составе, а работы Фаберже — разбежаться по всему свету. Отечественные работники искусства кусали локти — они мечтали вернуть в Россию хоть что-то, хоть десятую долю сокровищ. Но возможности такой, увы, не было...
И вдруг семья Форбс объявила невероятное — российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел полную коллекцию! Да не на аукционе Сотбис, на котором предполагалась продажа, а заключив сделку до начала оного. Это не только помогло вернуть их, настоящие сокровища, в Россию — совершенно уникальный случай в истории Сотбис. Никогда прежде сделки не заключались до начала аукциона. Вероятно, Вексельберг сделал предложение действительно такое, от которого просто невозможно отказаться.
Элитные подарки, произведенные знаменитым ювелирным домом отправились домой.
Когда коллекция прибыла в Россию, была открыта выставка "Фаберже: утраченный и обретенный". Посетителям была представлена уникальная коллекция, в которой представлено и то самое памятное яйцо — Курочка. Имеются в данной коллекции и другие знаковые работы. Гости выставки имели возможность взглянуть и на упомянутое в нашей истории яйцо Марии Федоровны — единственное яйцо Фаберже, которое наследникам царской семьи повезло вывезти с собой заграницу. Да стоит ли говорить — все работы, представленные в данной коллекции, уникальны.
И тем не менее, коллекция яиц Фаберже в России представлена пока еще весьма и весьма неполная. В музеях заграницей на данный момент представлено восемнадцать пасхальных яиц. Пять находятся в коллекциях. А остальные элитные подарки Фаберже — их восемь — затерялись за эти годы, и никто не знает, найдутся ли они когда-нибудь.
Обзор самых известных работ К.Фаберже здесь.
Если вам понравились примеры как в статье "Искусство царских подарков" и вы хотите, запросить цены. Отправьте запрос на WhatsUp или телефон +7-903-749-4000.
Для самых взыскательных: в продаже 29 культурных ценностей РФ с документами от Минкульта
- Оцените новые поступления, а также топ-15 подарков месяца.
"БоКаДо" - Богатство, Качество, Достоинство.