Статья посвящена обзору иконы и сайту на котором можно купить дорогие подарки в Москве и заказать ювелирную икону с драгоценными камнями. Ранее мы рассказывали о старинных иконах на подарок, теперь речь пойдет о Донской.
Икона Донской Богоматери принадлежит к числу наиболее по читаемых на Руси. Предание связывает её с победой русских войск на Куликовом поле (1380 г.). Считается, что именно тогда чудотворный образ стал именоваться Донским, как и московский князь! Дмитрий Иванович, возглавивший русское воинство. Но, скорее всего икона написана через полтора-два десятилетия после Куликовской бит вы, в самом конце XIV в. Создание иконы приписывают Феофану Греку хотя документальных сведений об этом нет. Но с достоверностью можно утверждать, что стиль иконы выдаёт руку греческого мастера, а образный строй свидетельствует об исихастской направленности. Живопись иконы Донской Богоматери действительно отличается большим своеобразием и непохожа на современные ей русские памятники. Свободная манера, насыщенные и глубокие цвета, плавь мазков создают драгоценную поверхность свет, как сгусток энергии, пульсирует внутри, вырываясь кое-где на поверхность, — так писали в лучших мастерских Константинополя. Активную роль здесь играют золотой и синий цвет. Помимо золотого фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа — символ Его царского достоинства, звёзды на мафории Богородицы — символ Её непорочности и избранности. Кайма и кисти — символ добродетелей, которыми Она украшена. К тому же в узоре каймы (как это нередко бывает в греческих иконах) зашифрована надпись, прославляющая Богоматерь. Насыщенным синим цветом написаны клав (широкая полоса) на рукаве Христа, рукав и чепец нижнего платья Марии. Синий свиток в руке Иисуса, самая удивительная деталь — перевитый тонкой золотой нитью. Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир, но сокрытого до поры, покуда Спаситель не вошёл в полноту возраста. Синие акценты выстраиваются в своеобразную лестницу, по ступеням которой взор созерцающего восходит к ликам Христа и Богородицы, составляющим смысловой и композиционный центр иконы. Лики написаны удивительно: мягкие тона с лёгкой подрумянкой словно хранит тепло плоти, нежный свет струится из глаз . Можно было бы сказать, что это тихий свет, если бы в глубине глаз не таился невероятный источник энергии, сообщающий образам силу и внутреннюю заряженность, создающий необыкновенную концентрацию духа в иконе.
Стили написания Богоматери
Образы Богоматери и Младенца Христа трактованы неординарно: перед нами редкая икона, раскрывающая таинство глубокого общения Богоматери с Христом, в котором проявлены вся полнота Божества и вся красота и величие Его Царства. Богородица, обнимая Своего Сына, торжественно несёт Его как драгоценный сосуд благодати, источник спасения и жизни всех людей. На оборотной стороне — сцена Успения Богородицы, выполненная не менее торжественно и столь же глубоко осмысленная. Художник представляет композицию «Успения» в сокращённом варианте (без апокрифических сюжетов — перенесения апостолов к ложу Богоматери и др.). Всё внимание мастер сосредоточивает на главном — явлении Христа, принимающего душу Богоматери. На переднем плане изображено ложе, где лежит Богородица, вокруг стоят апостолы, пришедшие проститься с Ней. Лаконизм иконографической схемы заставляет более активно работать каждую деталь. Например, свеча, стоящая перед ложем Богородицы, — весьма многозначный символ. Это и жизнь святого, который, сгорая, отдаёт свет, и молитва, возносящаяся к Богу, а также символ Богоматери, которую в акафисте величают «Свечой Светоприимной».
Кроме того, свеча уподоблена фигуре Христа в золотых одеждах. Над головой Спасителя — ярко-красный серафим. Вместе с горизонтальным ложем Богоматери образуется крест — символ Христовой победы, Воскресения, торжества жизни над смертью, подарок всем христианам. Свеча и фигура Христа определяют основную вертикальную ось композиции. Сконцентрированное, несколько стиснутое пространство условно разделяется на две зоны, как реальность, разделённая на два пласта: видимый и умопостигаемый. Палаты с двух сторон фланкируют композицию, направляя внимание смотрящего к центру, к действию, происходящему у постели. В первомапостолы, пришедшие проститься с умирающей Богородицей, во втором — явление Христа с душой Марии на руках в виде спелёнатого младенца. Рядом с Христом святители Иаков, брат Господень, и Иерофей Афинский (оба епископа — мученики I в.). На фоне тёмно-синей мандорлы ярко выделяются фигура Христа в золотых одеждах и огненный серафим ярко-красного цвета над Его головой. В руках Спасителя маленькая фигурка в ослепительно белых пеленах — это душа Богородицы, рождающаяся для вечной жизни. Так на контрастах древний иконописец раскрывает нам удивительную тайну человеческой жизни и смерти, которая находится в руках Христа. Он, пришедший на эту Землю, став человеком, претерпел страдания и смерть, но, победив смерть Своим Воскресением, теперь даёт вечную жизнь Той, Которая родила Его, Той, через Которую Он Сам пришёл в этот мир. Лицевая и оборотная стороны написаны по-разному, в «Успении» мы не видим такой свободной и раскованной манеры, многослойной живописи, драгоценного золотого сияния, однако трактовка образа на обороте исходит из того же исихастского понимания Бога как Света и преображающего действия Божественных энергий. Связь лицевой и оборотной сторон очевидна: если в образе Богоматери, обнимающей Младенца Христа, явлена любовь Богородицы, давшей жизнь Своему Божественному Сыну, то в «Успении» — показана любовь Христа, бережно принимающего в Свои руки душу Богоматери, переносящего Её от лона смерти в царство жизни.
Списки коллекционных икон
С самых первых лет прославления иконы Донской Богоматери с неё постоянно делали списки, многие из которых известны чудотворениями. Один из наиболее ранних и особо чтимых списков — так называемая Малая Донская икона — был создан в конце XIV в. Этот образ, близкий к оригиналу, был принесён в дар Троице-Сергиевой лавре. Вкладчик образа, скорее всего, принадлежал к великокняжеской среде; возможно, это был князь Владимир Андреевич Храбрый, на земле которого находилась Троице-Сергиева обитель. Сейчас данный список украшает собрание Третьяковской галереи. Другой, не менее чтимый список с чудотворной иконы хранится в Свято-Донском монастыре, основанном на том месте, где коллекционная икона Донской Богоматери спасла Москву от вторжения полчищ крымского хана Казы-Гирея. В 1 591 г., когда татары подошли к столице, царь Фёдор Иванович, уповая лишь на помощь свыше (всё русское воинство находилось в то время на шведских границах), повелел обнести икону Донской Божьей Матери крестным ходом по городским стенам, а затем поставить её посреди стана малочисленных защитников. И татары отступили... В память о чудесной победе царь приказал устроить монастырь, названный Донским по имени иконы, а чуть позднее для новой обители выполнили список в размер оригинала. В 1668 г. для малого собора Донского монастыря Симон Ушаков написал ещё одну копию прославленного образа, которая стала подарком и повторяла композицию древней иконы. Заслуживающий внимания список иконы Донской Богоматери выполнил в 1920-х гг. замечательный иконописец Владимир Комаровский. Эта антикварная икона хранится в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Списки иконы Донской Богоматери имелись, конечно, не только в Москве. Один из них хранился в скиту святого Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни, другой — в храме бывшей Паройской пустыни Липецка. В сольвычегодском Благовещенском соборе находился список начала XVII в. с надписью: «Сей образ писан Истомою Савиным, иконописцем государевым, по обещанию Семёна Аникеевича Строганова».
Интернет-магазин рад представить Вам эксклюзивные подарки и редкие, антикварные иконы в Москве.
Если вам понравились примеры как в статье "Икона Донской Богоматери" и вы хотите, запросить цены. Отправьте запрос на WhatsUp или телефон +7-903-749-4000.
Для самых взыскательных: в продаже 29 культурных ценностей РФ с документами от Минкульта
- Оцените новые поступления, а также топ-15 подарков месяца.
"БоКаДо" - Богатство, Качество, Достоинство.