Где купить дорогие коллекционные ножи высочайшего уровня исполнения. Критерии выбора лучшего ножа от мастеров и заводов в обзоре магазина Бокадо.
Среди известных а России японских мастеров, таких, как Накаяма Хидетоси, Судзуки Хироси, Нобухиро Ямамото, Харуми Хирояма и других, имя Кикуо Матцуда (Kikuo Matsuda), пожалуй, не столь широко известно, хотя его ножи популярны как среди коллекционеров, так и среди любителей японских ножей и пользуются стабильным спросом. К нему обращаются и успешно сотрудничают такие популярные среди россиян и известные во всём мире ножевые компании, как SOG, William Henry, Pro-tech, Randall King Knives... Почему же Кикуо Матцуда и его компания Kiku Knives не стремятся к глобальной популярности, не ищут вселенской славы? Возможно, ответ кроется в старых добрых японских традициях, когда дела твои сами говорят за тебя. Он просто выполняет свою работу - разрабатывает и делает ножи. Делает то, что любит, делает так, как их видит, так как чувствует их предназначение. Без лишнего пафоса - ножи мастера Кикуо Матцуда под брендом Kiku Knives настолько уникальны, что круг их почитателей ширится год от года. Купить подарочные ножи можно в нашем магазине.
Небольшая ножевая мастерская Kiku Knives расположена на острове Хонсю в префектуре Гифу - этаком японском Золингене - в городе Секи, ножевой столице Японии, с населением около 100000 человек. Этот район всегда славился своими оружейными традициями. Здесь делают катаны и бережно хранят древние традиции создания клинков. Городу уже более 780 лет - оружие и столовые приборы тут изготавливали ещё в XIII веке, так как в окрестностях в достатке имелись хорошее железо, песок, вода и древесный уголь. В эпоху Муромати (1338—1573) в городке Секи насчитывалось уже более 300 работающих оружейников, самыми известными из которых в те времена были Канемото Могороку (Kanemoto Magoroku) и Сабуро Сизи (Saburo Shizu). Япония известна своим особым отношением к традициям, а методы и навыки передаются через века и поколения и до сих пор живы. Вот и сейчас, в начале XXI века, в относительно небольшом помещении своей мастерской трудится господин Кикуо Матцуда -потомок династии самураев.
Мастер Кику-сан формирует и затачивает клинки ножей на традиционном вертикальном круглом заточном камне разных форм, используя его плоскую область, при этом не пользуясь никакой опорой. Желающие могут легко увидеть этот процесс на популярном видеоресурсе в Интернете. Причём делает он это вручную, без каких-либо новомодных навороченных станков с ЧПУ и специальных наноабразивов. Весь секрет в его руках, пальцах и, конечно, внутреннем ощущении, что, где, как и сколько нужно отнять от заготовки, чтобы новоиспечённый клинок выполнял возложенную на него функцию и при этом выглядел гармонично. Его уникальные руки могут полировать клинки под любым углом и в любом направлении. Твист, двухместные и трёхместные растирания в свободной руке... Он с лёгкостью совмещает в одном клинке такие традиционные профили японских мечей, как Kata Kiri На и Hamaguri На - как с вогнутым, так и с выпуклым линзовидным профилем, причём меняющим свою форму вдоль всего клинка! Эта особенность делает ножи Кику-сан уникальными, непревзойдённо острыми и надёжными.
Над каждым клинком мастер работает, как правило, один. Да, у него есть помощники - это пять его учеников, но работы хватает и у него. Ведь за свою исчисляемую десятилетиями практику ему довелось сотрудничать со многими известными ножевыми компаниями и торговыми марками, например, с William Henry, - для этой фирмы он раньше формировал спуски клинков, а в настоящее время этим занимается его сын. Но разработка и изготовление ножей собственного дизайна - его основное занятие.
История зарождения, развития и появление компании Kiku Knives.
Являясь потомком династии самураев, которые ещё в 1600 году в битве у деревни Сэкигахара - одном из самых важных и кровопролитных в истории Японии сражений - заслужили воинскую славу, Кикуо Матцуда не имел большого количества вариантов в выборе своей будущей профессии. С юношеского возраста он помогал своему отцу в его небольшой ножевой мастерской провинциального городка Секи.
Стоит отметить, что за более чем четырёхсотлетнюю историю рода Матцуда его предкам приходилось переживать разные времена. Так, поданным, собранным мастером из оставшихся документов и материалов, за участие в «битве при Сэкигахара» семейство Матцуда было щедро вознаграждено землёй и собственностью, что позволило ему благоденствовать на протяжении последующих почти двухсот лет. Однако позже, после заката эпохи самураев, реформ и преобразований, произошедших в Японии и упразднивших сословия (эпоха Мэйдзи, 1868—1889), большинство членов семьи Матцуда были вынуждены заняться ремеслом и стали делать традиционные японские мечи и другое коллекционное холодное оружие. В те времена спрос на такую продукцию был достаточно высок. А с началом Второй мировой войны вырос ещё больше - японский император издал указ о производстве катан.
Однако с окончанием войны, в связи с капитуляцией, принятием пацифистской конституции и антимилитаристских законов, мастера-оружейники переживали не самые лучшие времена. После принятия Сан-Францисского мирного договора, вступления в ООН японская экономика постепенно оживала и, включившись в мировую экономическую деятельность, довольно скоро добилась существенного экономического роста.
Пережив беспокойные времена, отец семейства Матцуда продолжил работу в своей мастерской, и пятнадцатилетний Кикуо стал помогать ему. Под руководством отца он довольно быстро освоил трудоёмкую технику шлифования и полировки клинков и скоро стал одним из лучших шлифовальщиков.
О создании традиционных японских мечей, ножей и о важности их шлифовки и полировки
Нужно отметить, что в процессе изготовления, а правильнее сказать, «рождения» японского традиционного меча, - ведь именно так в Японии понимают создание этого грозного оружия настоящего воина духа, - принимают участие несколько профессиональных мастеров, используя, как правило, только традиционные, проверенные веками материалы, инструменты и приёмы. Какие-либо новшества и нововведения тут не приветствуются. При этом очень важно в такой работе создать «правильную» атмосферу, соответствующий внутренний настрой.
После подготовительных работ, молитвы, других ритуальных обрядов и создания сунобэ (формы будущего клинка) с последующей закалкой, проявления линии хамон приступают к полировке клинка.
Полировка - один из важнейших и ответственных технологических процессов, в который мастер вкладывает не только свои силы, знания, но и часть своей души, помыслов. Как говорят в Японии - «кусочек своей судьбы». Поэтому издревле полировщик мечей в Японии считается отдельной, специфической и весьма уважаемой профессией. Поистине эта работа требует от мастера высокого искусства. Главной задачей полировщика является формирование абсолютно правильных форм клинка, практически зеркальной чистоты узора стали хада, предельной остроты режущей кромки и видимости линии хамон, определяющей зональность закалки клинка. Ведь все эти видимые линии и узоры будут характеризовать уровень мастера - создателя клинка и его школы в целом.
В настоящее время Кику-сан признан лучшим в ручной шлифовке, полировке клинков, в этом искусстве ему нет равных.
Итак, как уже говорилось, Кику-сан начал трудиться в мастерской своего отца пятнадцатилетним юношей. Наверное, это была очень тяжёлая и ответственная работа. Спросим у него самого.
- Господин Кику-сан, расскажите, как началась Ваша трудовая деятельность? Наверное, приходилось рано вставать, много работать? А ведь подросткам всегда хочется свободы и независимости. Кто был Вашим наставником, учителем и как оценивались ваши труды?
- Мой отец до Второй мировой войны был заточником-полировщиком мечей, после войны, когда работы почти не стало, он три года изучал мастерство создания ножей, а затем начал делать заточку ножей. Я учился у своего отца.
- Как известно, в Японии Учитель учит ученика ремеслу кузнеца на менее 8—10 лет. Вот и Вы взрослели, набирались опыта... В каком возрасте Вы почувствовали, что всё - я всему научился, теперь могу работать самостоятельно? Когда Вам доверили самостоятельную работу?
- Я считаю, что учусь всё время, начиная с Шлет и до сих пор. Первый нож сделал в 15лет.
- Как в дальнейшем, начав работать самостоятельно, Вы совершенствовали своё мастерство? Какие практики использовали, с кем советовались, с кого брали пример, если это, конечно, не секрет?
- Когда начинал делать ножи, равнялся на Robert Waldorf Loveless. Я хотел обязательно делать ножи не такими, как у других, а чтобы они запоминались и отличались.
Так, наверное, всегда бывает в жизни - талантливым и трудолюбивым людям что-то помогает. Вот и мастеру Кикуо Матцуда удалось встретиться с человеком, который стал его другом и помог ему выйти на совершенно другой уровень.
Его зовут Иамасита-сан (Yamashita). Нам удалось познакомиться с ним на одной из закрытых презентаций, когда он, по приглашению известной сети магазинов японских ножей KASUMI, которая, кстати, является эксклюзивным представителем KIKU KNIVES в России, посетил Москву в конце августа этого года. Вот как он сам описывает их знакомство.
По словам господина Йамасита-сан, до знакомства с Кикуо Матцуда он занимался торговлей ножей японских мастеров, в том числе и авторских. У него был небольшой ножевой магазин. Но в какой-то момент он решил расширить ассортимент продукции. Для этого он стал колесить по миру в поисках возможных партнёров. Путешествуя по Америке, он познакомился с американской компанией, которая, кажется, называлась Knife (Найф). В результате разговора с владельцем этой фирмы выяснялось, что американцы имеют желание производить свои модели ножей в Японии, причём в большом количестве. Для «обкатки процесса» из существующей линейки была выбрана по тому времени довольно прогрессивная популярная и перспективная модель.
Иамасита-сан вернулся в Японию и выполнил заказ. Однако это оказалось очень и очень нелегко. Ведь если делать ножи авторского дизайна в небольших количествах, то это не вызывает особых проблем. Другое дело - серийное производство, этот процесс довольно трудоёмкий. Теперь уже Йамасита-сан занялся поисками того, кто смог бы такое сделать в Японии. В процессе поисков его партнёры и познакомили Иамаситу с Кикуо Матцуда, который к тому времени был уже довольно широко известен в Стране восходящего солнца. Его работы публиковались в журналах, и его ножи пользовались немалым спросом.
"Я показал ему образец", - говорит Йамасита-сан, - и он ответил: "о, это нетрудно". И на удивление, нож, который вскоре сделал Кику-сан, оказался даже гораздо лучше представленного ему оригинала. Так я узнал, что, оказывается, в Японии есть такая компания и такой человек, которые могут делать такого хорошего уровня ножи.
Потом нам пришла мысль, что если мы можем не только повторить чей-то дизайн, но и предложить что-то своё, лучшее, то стоит над этим поработать. Разработать свою оригинальную технологию и делать свои ножи».
Их дружбе уже более 15 лет. Вот и в этот раз Иамасита-сан приехал вместе с Кику-сан в Россию, чтобы представить свои новинки российским найферам.
Впрочем, у Кикуо Матцуда были и собственные совместные проекты, и участие в различных японских и международных выставках и шоу. Так, в начале 2000-х годов Кику-сан начинает сотрудничать с известной компанией SOG, специализирующейся на разработке и изготовлении различных клинковых изделий тактического назначения. Результатом этой совместной деятельности стало получение в 2007 году на престижной Международной специализированной выставке Blade Show в Атланте, в соавторстве с основателем компании Спенсером Фрезером (Spencer Frazer), приза The Best Collaboration Knife of the Year Award (За лучший нож, созданный в сотрудничестве,- «Сотрудничество года») за нож под скромным названием SOG KIKU-01. В продолжение такого успешного начинания появились ещё две лимитированные серии под маркой SOG KIKU. Позже он сделал партию тактических ножей по заказу военных из Кореи под названием Military, участвовал в создании ножа для японского SWAT.
Кику-сан много экспериментирует, ему интересны идеи, которые высказывают простые покупатели и пользователи его ножей. Так, например, во время московской презентации гостям предложили придумать нож под их задачу. Когда только рисовался эскиз ножа, было ясно и даже ощутимо понятно, что мастер этот нож уже как бы «держит в руках» - подправляя детали, шлифует функциональность. И наверняка, хотя и мысленно, его пальцы уже обтачивали заготовку - настолько уверенны и чётки были его штрихи на бумаге. Отвлекали его лишь синхрон перевода и желание правильно понять поставленную задачу. Наблюдая за всем происходящим, невольно возникло ещё несколько вопросов...
- Господин Кику-сан, по моему наблюдению путь к совершенству настолько разнообразен, насколько непостижим. Каждый человек идёт своей дорогой, ведомый теми талантами и способностями, которыми его наделила природа. Однако, читая Вашу биографию, складывается ощущение, что для Вас путь найфмейкера был определён с малых лет. У Вас никогда не возникало желания каким-либо образом поменять род своих занятий?
- Нет, мне всегда нравилось заниматься ножами.
- Ваша необычная комбинированная заточка клинков стала своего рода визитной карточкой Kiku Knives. Какова история её появления и в чём, на Ваш взгляд, её преимущества перед традиционными видами заточки?
- Я считаю, что грамотные и красивые спуски на клинке - это тоже особенность дизайна, формирование клинка как такового. И мои ножи отличаются использованием моего мастерства заточки как детали дизайна ножа.
- Вы одним из первых стали использовать сталь OU-31. Можно сказать, что именно Вы сделали её известной и популярной среди найфмейкеров и покупателей. В чём Вы видите её преимущества, и есть ли у неё, на Ваш взгляд, недостатки?
- Положительные качества: хорошо держит заточку, легко затачивать, твёрдость примерно 62 по Роквеллу. К отрицательным можно отнести то, что, по сравнению с нержавейкой, она чуть легче ржавеет.
- Вашим ножам особую узнаваемость придаёт необычное травление поверхности клинка. Это сугубо дизайнерское решение или оно имеет практическую задачу?
- И то и другое.
- Господин Матцуда, что для Вас значит быть известным во всём мире мастером найф-мейкером? Это счастье, удовлетворение или непосильная ноша?
- Я мастер и делаю хорошие ножи. Рад, что они нравятся людям.
- Кстати, на некоторых торговых площадках стали появляться изделия, внешне очень схожие с Вашими работами, но по значительно заниженным ценам и с подозрительным качеством. Как вы относитесь к подделкам недобросовестных производителей?
- Сейчас на рынке появилось ОЧЕНЬ много подделок ножей Kiku Knives дешевого китайского производства. Прошу вас быть очень внимательными при выборе.
P. S. Конечно, для России ножи Кикуо Матцуда и его компании Kiku Knives ещё в чём-то - экзотика, и экзотика недешёвая. Если рассматривать эти ножи как походно-туристические, то в экспедицию в таком случае нужно ехать как минимум на «лексусе», с подобающей статусу экипировкой. Всё-таки по своему назначению большинство увиденных мной моделей это дорогие «тактики» или «outdoor». Но все они стоят своих денег, и жизнь у них будет долгая, так что - окупятся. Купить премиум подарки можно в нашем магазине Бокадо.
Если вам понравились примеры как в статье "Ножи: постижение мастерства" и вы хотите, запросить цены. Отправьте запрос на WhatsUp или телефон +7-903-749-4000.
Для самых взыскательных: в продаже 29 культурных ценностей РФ с документами от Минкульта
- Оцените новые поступления, а также топ-15 подарков месяца.
"БоКаДо" - Богатство, Качество, Достоинство.