"Бокадо" - эксклюзивные подарки
коллекционного исполнения.

Москва ул. Дмитровское ш. д5к1 (производство)

Пн-Сб с 11:00 до 20:00

Русские аукционы: приобретения или потери?

Бокадо - эксклюзивные подарки коллекционного исполнения

Русское искусство. Сегодня оно настолько невероятно востребовано на международном арт-рынке, что поражает как обилием лотов, так и ценами. Показательна недавняя продажа «Супрематической композиции» Казимира Малевича за 60 миллионов долларов. Если в декабре 2004 года в европейский месяц русского искусства три аукционных дома продали произведений почти на 43 миллиона долларов (невиданный ранее результат), сейчас, спустя всего 4 года, один Малевич перекрыл последний рекорд. И это несмотря на финансовый кризис. В последние годы произведения русского искусства все чаще появляются на различных торгах, и не только всемирно известных «Сотбис» и «Кристис», но и аукционных домов Франции, Германии, Финляндии, Швеции и Швейцарии. Что же значит такой небывалый интерес для русского культурного наследия - приобретения или потери?

С одной стороны, рост цен на предметы русского искусства за последние 20 лет - это показатель признания мировой значимости русского культурного наследия. Представители крупнейших аукционов признают, что если средняя работа Айвазовского 1 5 лет назад стоила от 20 до 30 тысяч долларов, то сейчас такая же работа может стоить в 5 и даже 8 раз дороже! Не случайно в Лондоне на торгах «Кристис» в ноябре 2004 года его полотно впервые было продано более чем за 2 миллиона долларов. Причём растет интерес и к произведениям, созданным художниками советского периода, о чём свидетельствует предпродажный каталог третьего в мире по величине аукционного дома HERITAGE AUCTION GALLERIES (США). Здесь наряду с произведениями Ивана Айвазовского, Валентина Серова, Ильи Машкова мы встречаем работы Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Николая Крымова, Николая Тимкова и многих других. Только в раздел современного искусства в преддверии торгов 14 ноября 2008 года аукционный дом включил 133 работы советских художников.

К тому же повышение интереса к русскому искусству, а значит, и цен на произведения, создало условия, когда владельцы частных коллекций не только по всей Европе, но и по всему миру, в которых оказались работы, разбросанные после революции и Второй мировой войны, начали с ними расставаться. И в короткий срок на свет, точнее, на рынок, из частных собраний вышло значительное число мало или даже вовсе не известных широкой публике произведений русской живописи, пластики, декоративно-прикладного искусства.

Казалось бы, замечательно, что благодаря этому и, конечно, предпродажным каталогам различных аукционов весь мир, да и мы с вами, узнали о многих шедеврах, долгие годы бывших скрытыми от глаз зрителя. Так, «Сотбис» выставил на торги «Вид острова Изола Белла на озере Маджоре» Ивана Константиновича Айвазовского, написанный им в Италии в 1 843 году. В том же году эта работа, которая считается одним из величайших примеров «итальянского периода» художника, выставлялась в Лувре и с тех пор не покидала стен частных коллекций. Сначала полотно находилось в коллекции принца Альберта Витгенштайна, потом дважды - в 1920 и 1994 годах - появлялось на аукционах и исчезало вновь, оставаясь практически неизвестным широкой публике. Но у этого процесса есть и обратная сторона. Во-первых, большинство работ, появившись на короткое время на публике, вновь исчезают на неизвестный срок в недрах частных коллекций. Каталоги аукционных домов, представляющие их потенциальным покупателям, не рассчитаны на массового читателя. Это узкоспециальные издания, которые искусствоведы, изучающие творчество того или иного русского художника, вынуждены отслеживать, потому что у них может и не быть другой возможности для ознакомления с шедеврами, мелькнувшими подобно кометам и скрывшимися на долгие годы.

предметы коллекционированияПо сути, в большинстве случаев эти произведения, став благодаря своей художественной ценности удачным вложением капитала, изымаются из культурной жизни. Судьба коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, приобретённой Алишером Усмановым для государства Российского и выставленной в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, - счастливое исключение из правил. Гораздо показательнее история с пасхальными яйцами работы Карла Фаберже, с большой помпой приобретёнными и «возвращёнными в Россию» Виктором Вексельбергом. Однако яйца так и не обрели Родины. Они, когда не находятся в банковском хранилище, путешествуют по миру вместе с фондом «Связь времён» (точнее, со своим владельцем). Но о них хотя бы знают, а сколько произведений приобретено людьми, «пожелавшими остаться неизвестными»? Это означает, что мы можем так никогда и не узнать, в каких кабинетах или банковских сейфах канули многие шедевры не только русской, но и мировой культуры. Наш магазин предлагает предметы коллекционирования по эскизам Фаберже: икорницы, иконы и многое другое.

Вот и в последней продаже полотна Малевича, как в зеркале, отразилась проблема доступности культурного наследия для широкого зрителя. Показательно, что оно в числе пяти работ только весной 2008 года было отсужено наследниками великого художника у амстердамского музея Stedelijk и почти сразу выставлено на продажу. Рекордная стартовая цена, во всем мире доступная лишь очень узкому кругу людей, сделала невозможным приобретение этого полотна каким-либо музеем. Даже у западных музеев нет таких денег, не говоря уже о российских. По сути, произведение из публичного стало закрытым. И как в дальнейшем сложится его судьба, услышим ли мы о нём, да и о работах многих других художников, ещё когда-нибудь, сокрыто во мраке.

Недоступность произведений искусства для широкого зрителя - вот оборотная сторона большинства аукционов. И это касается не только Малевича. Там же, на «Сотбис» недавно была продана гуашь Николая Константиновича Рериха «Крепость», созданная им в 1909 году. При начальной цене 12 тысяч долларов она в конечном счёте была продана за 11 500. Ранее на общую сумму свыше 3,5 миллиона долларов ушло 15 картин и набросков Рериха, в том числе полотно «Жар Земли», «Ростовский кремль», «Развалины китайского форта», «Долина Тулола». Едва ли почитатели таланта великого мастера увидят их в ближайшее время. Лишь очень немногие специалисты знают, кто приобрёл и где теперь хранятся эти работы. Так же как и картины Ивана Ивановича Шишкина «Лесная поляна», Ильи Репина «Тоска» и «Гопак», «Портрет китайского торговца» Александра Яковлева и многие другие полотна, иконы и так далее. Все заявления аукционистов о том, что «великое искусство музеецентрично, а не наоборот», по сути, лишь элемент пиара, подогревания интереса к той или иной работе, а значит, повышения цены. А цены, даже стартовые, зачастую таковы, что из участия в торгах изначально исключен практически любой музей. А потому благодаря аукционам русского искусства это искусство превращается в объект капиталовложения, становится беднее и недоступнее. Известно, что работы скульптора Даши Намдакова за последние десять лет подорожали более чем на 200%.

Казалось бы, неразрешимое противоречие. Но так ли это? Возможно ли найти золотую середину между плюсами и минусами русских аукционов? Сегодня многие аукционисты, говоря о русском искусстве, признают, что на рынке все меньше и меньше значительных работ, ибо они по большей части собраны, а точнее, сохранены, в музеях, прежде всего российских. Проблему доступности произведений искусства может решить репродуцирование. У нас в стране на печати высокохудожественных репродукций специализируется Издательский дом «Агни» (Самара), поддерживающий контакты с крупными и малыми музеями, с частными коллекционерами. Например, благодаря этому сотрудничеству для ценителей работ художников русского зарубежья стали доступны репродукции произведений из частных коллекций. И этот опыт работы с собирателями очень важен. Было бы замечательно повсеместно внедрить практику публиковать картины из частных собраний, хотя бы ограниченным тиражом, прежде чем они сменят владельца. Тогда они не будут исчезать подобно метеорам с небосвода мировой культуры, а хотя бы в репродукциях продолжат служить людям, питая и обогащая нашу духовность, наше стремление к Красоте.

Наш магазин собирает и продает предметы коллекционирования и инвестирования. В продаже крупные бриллианты от 2-х карат, статуэтки из золота с редкими природными камнями, антикварные иконы, автографы западных звезд, авторское художественное оружие и многое другое.

© Все права на использование материала принадлежат ООО "Бокадо"

 

Если вам понравились примеры как в статье "Русские аукционы: приобретения или потери?" и вы хотите, запросить цены. Отправьте запрос на WhatsUp или телефон +7-903-749-4000.

Для самых взыскательных: в продаже 29 культурных ценностей РФ с документами от Минкульта

"БоКаДо" - Богатство, Качество, Достоинство.

Дата публикации:
Отзыв о магазине или подарке

Ваш опыт заказа в интернет магазине эксклюзивного подарка или сувенира.

Наверх